среда, 22 апреля 2015 г.

Свободные границы

Мне сложно найти слова тому, как дети играют, как я учу их играть, находить решения, за что ругаю. На днях поняла, что "все это" можно назвать - Свободные границы.
Когда я говорю о правилах, которые у нас есть, то почти тут же слышу, о том как важна свобода выбора, что мои правила слишком жесткие и могут травмировать психику ребенка. Или наоборот, что я не учу, что я постоянно уступаю, что не воспитываю детей.
Но, все эти люди видят детей эпизодически. Они не видят их 24 часа сутки 365 дней в году. Это все равно что подсмотреть, что готовит повар на кухне и решить, что он только это и готовит. Это все лишь кадры из нашей жизни.
И я решила написать один пример из нашей жизни.

Ванна.
Дети любят играть в ванной. Илья нырять, Богдан лить воду. Был период когда они купались по очереди, потом вместе 2 минуты, потом 5..10-15 минут. Настал момент, когда они вместе могу мыться 1-2 часа.
Параллельно, Богдан хотел чтобы я была в ванной. Я уходила, сначала на 1-2 минуты, потом на 5-10-15 минут... Сейчас я им включаю воду и все. Иногда они и сами уже могут включить воду, мне надо только проверить, чтобы "не сварились/не замерзли".
Я установила ритуал. Ужин. Я мою Василису, мальчики собирают игрушки. Я иногда оставляю дочь одну в ванной, чтобы помочь с игрушка. Я говорю что именно каждый собирает и куда, если игрушек очень много. Потом в ванну прыгают мальчишки и я иду укладывать спать дочь. Это может занять от 20-40 минут. Все это время дети одни в ванной. Я просто все слышу, но ничего сделать не могу. Оставляя их одних, я всегда просила - играть аккуратно, чтобы воды на полу не было. Но, часто я заходила в момент, как вода просто льется на пол из лейки/миски/стакана. Я говорила, что я не люблю когда пол мокрый. Что можно лить в раковину, в тазик (на пол ставила возле ванной, каждому по тазику). Просила Илью отслеживать, когда Богдан делал "не правильно". Я говорила о своих чувствам и предполагала каждый раз новые решения, под каждую ситуацию. Я говорила, что злюсь и брала тряпку и вытирала. Постепенно, я уже слышала как Илья говорил Богдану, что нельзя лить на пол и предлагал ему решения. Тоже самое с нырянием Ильи. Он делает очень много брызгов. Просила его закрывать шторкой, чтобы не вся ванная комната была в брызгах. Богдану не нравится закрытая шторка.
Если в тот период кто-то просто заглянул в ванну, он бы увидел - мама читает мораль и убирает воду. И будет казаться, что так всегда, что всегда воды по колено, что они не слушаются и "это никогда не кончится" (это вообще отдельная тема). Но в нашей жизни, каждый день, день за днем, я говорю о разных вещах. И они ложатся слой за слоем в систему понимая ребенка. Чтобы он учился видеть решения сам, сам доходил до следствий своих поступков. И всегда в любом правиле наступает точка Х. Когда ребенок начинает выполнять правило "нет воды на полу" на 100%. Так произошло и с ванной.
Точка Х. После ванны - я читаю. Дети знают, что после того, как сестра уснула есть 40 минут маминой свободы. Чтобы я им почитала. И вот, я захожу в ванну - вода на полу. Я спрашиваю - что будем делать с водой на полу? Илья - убирать. Я - Кто? Илья - Ты мама. Я- Пока я буду убирать такое большое количество воды, наше время выйдет и мы не успеем почитать. Я очень хочу почитать вам новую книгу. Вы мне поможете убрать воду? И. и Б. - Да!
Вылезают из ванны и убирают воду вместе со мной. Идем читать книгу.
Следующий день. Вечер. Богдан опять льет воду. Илья - ему предлагает решения. И сам вылезает из ванны и вытирает воду. Когда я зашла в ванну, воды на полу не было вообще. Мы очень много читали. Я сказала - Как хорошо, что мы так много прочитали и поговорили, что мне не пришлось убирать воду с пола.
С того дня, Илья сам решает вопрос с водой и полом. Очень редко, когда он мне тут же, как я зашла, говорит что он не смогу объяснить Богдану, что "так делать нельзя". Но и это пройдет. Богдан многое берет с брата, и проверяет новые границы. Главное, что Илья теперь не является источником воды на полу, при этом все так же ныряет и плескается. Он либо закрывает шторку, либо потом сам вытирает пол, либо старается не так много брызгать.
И вот опять. Если в этот момент заглянуть к нам, то можно увидеть очень жесткое правило "нельзя брызгаться" и дети в "страхе" сами убирают воду.

У меня много простых правил - "сидеть на столе нельзя", "нет воды на полу после купания", "достал-поиграл-закончил-убрал", "книги любят полки и столы", "пишем, рисуем, режем на столе"... Что-то выполняется на 100%, что-то на 50%, что-то вообще на 10%. Это путь "правила", это свобода в границах. Есть четкие границы, которые ребенок учится сам определить через свою свободу.
Это не всегда просто. Не всегда находятся нужные слова в нужный момент. Но есть сказка, в которой можно все донести, что не было сказано во время. Есть моменты "регресса" и они делают один-два шага назад. Часто это просто для того, чтобы понять по новому старое. Как ребенок сначала рисуя человека, рисует - голову и палочки. А потом начинает рисовать туловище. И так с ростом ребенка, его рисунок человека обрастает деталями.
Каждая граница расширяется, обрастает новыми гранями. Для меня границы - это не круг, это что-то объемное, похожее на "дом". Дом, в котором ребенок учится сам открывать новые двери, новые комнаты, лестницы, уголки и полки. Познает сам себя, наверное это так растет "совесть".  И только познав основу своего Дома, в котором ему спокойно и безопасно, ребенок выйдет в Мир, чтобы познать его Границы. Для меня - это 18 лет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий